- Будто испила водицы ключевой!(Татьяна Григорьева, ансамбль русской песни «Золотые родники);

- Ваши работы наполнены любовью, напоминают нам наше детство, деревню, родной край!(Митрофанова А.П.), Петрова Н.Ю, Храмова Н. В.,Попова Н.А., Петров Женя);

- Они такие все живые! Удивительно!(Республика Коми, Петрова Т.П.);

- Пропитанные любовью фигурки и теплом домашнего очага (Кировская область, фольклорный коллектив «Слобода»);

- Ваши скульптурные миниатюры скрупулезно передают особенности быта, характер, настроение народа, чьим представителем Вы являетесь (Краснодар, Сухомлинова Алла );

- Самобытность. И человек труда на первом месте. Так воспеты семейные традиции, образы матери-труженицы и главы семьи - мужчины. Шедевры! (делегация Белгородской области).

Еще десятки и сотни высказываний можно привести из Книг отзывов, оставленных благодарными туристами, экскурсантами после посещения выставок и различного уровня творческих конкурсов с участием нашей землячки Валентины Ивановны Поповой. Она художник, да необычный. Родилась и выросла в дереве Вурманкас-Асламасы Ядринского района, и природный дар, взяв верх, сделал из простого воспитателя детского сада города Чебоксары, членом Союза чувашских художников, мастером народных промыслов, заслуженным работником культуры Чувашской Республики. Приняли ее и в Гильдию ремесленников Чувашии.

«Она лепит из глины разные фигурки-, сказала о ней одна из учительниц, когда спросили о Валиных делах в деревне,- и кажется, детская забава перешла в серьезное дело, чему все мы даже очень рады».

…Все начинается с детства. Потом оно куда-то уходит. Но первые впечатления восприятия мира остаются надолго в нашей памяти. В середине 60-ых годов в колхозе им. Ульянова Ядринского района действовал еще кирпичный завод. Народ после войны продолжал строиться, семьи росли, нуждались в расширении жилплощади, и ватага ребятишек в теплое время года всегда околачивалась там, около родителей, большинство которых занимались формированием сырца и обжигом кирпича. Маленькая Валентина с подружками Реей Черновой, Эльвирой Рубцовой, Лидией Соколовой в окружении сестры Зои и сестренок Гали и Альбины, братишки Ивана, его друга Гриши Васильева тоже целыми днями, бывало, если заиграются, пропадали там. Иногда играли в «стрелялки». На конец ивового прутика нанизывали шарики из глины, легкий взмах и пуля летит в цель - в электрический столб. Если попал кто в стаканчик-изолятор, ему присваивалось звание меткого стрелка. Потом соревновались, у кого пуля дальше всех полетит. Потом в «магазин». Продавали конфеты, пряники, игрушки. У Вали был самый богатый ассортимент игрушек. Она их лепила из глины, и такие красивые фигурки выходили из-под ее пальцев, что «покупать» приходили детишки из другого конца улицы. Однажды она смастерила коня - трудягу. Получилась такая живая, вот - вот поскачет. На загривке каждая волосинка различима, хвост на ветру развевается, уши чуть прижаты, туловище приготовилось к полету... Отец, Иван Николаевич ,пришедший усталый после смены, долго держал в своих мозолистых руках нежное хрупкое, уже потрескавшееся существо и вымолвил от удивления: «Как тебе удалось оживить лошадку. Как будто она не только скачет, вдобавок и ржет? Вот бы в печке обжечь. Оставить на память».

Отец знал что говорил. Скоро и безмятежное лето пролетело. Опустели огороды. Урожай убран. И птицы улетели в теплые края. Заскучала Валентина, школу пойдет она в следующем году. Отец принес в один из хмурых осенних дней пластилин, несколько пачек цветных карандашей. Вся домашняя детвора несказанно обрадовалась, значит, лето продолжается. И Валентина преобразилась. Правильно говорят: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Всю зиму она лепила разных зверюшек, строений, машины, трактора, иногда даже на улицу гулять не ходила. Окончив в деревне начальную школу, затем - восьмилетку в средней школе деревни Ойкас- Асламасах, поступила строительное училище ГПТУ №4 в Чебоксарах. Штукатуры-плиточники требовались на каждом шагу. Везде новостройки. Учебу сочетали с практикой. Однажды Валентина в библиотеке наткнулась на книгу о народных умельцах. Понравилась шкатулка, сделанная из соломы. « Попробую-ка и я сделать такую же»,- пришла в голову мысль. Собрала в один из приездов на родину в поле красивые, чистые стебли соломы, распарила в горячей воде, разрезала вдоль, каркас шкатулки-восьмигранника выполнила из картона и обклеила обычным канцелярским клеем полосками золотистой соломы. Принесла после выходных в группу свое необычное произведение, а там преподавательница по истории Антонина Ивановна похвалила ее, пригласила фотографа, вскоре о ее работе и о ней самой узнали во всем училище. Наверное, и это подтолкнуло Валентину сменить профессию. Решила она стать медработником. И души лечить заодно. Устроилась санитаркой в здравпункте завода «Чувашкабель». Когда на ее глазах умер один из рабочих, она поняла, что новых потерь ее сердце больше не выдержит, переживала всю дорогу. По совету одного из врачей («И словом можно лечить») поступила в педучилище, начала работать няней, надо было как раз устроить и ребенка в садик. В 1985 году поступила в педагогическое училище в Чебоксарах. Видя ее старания, как она ухаживает за малышней, любит их, вскоре перевели в воспитательницы. И закрутилось-завертелось: работа, сессии, экзамены, семья... Перед защитой дипломной работы преподаватель Виталий Иванович по лепке каждому дал по кусочку глины. Надо было вылепить посуду. Тарелку? Скромненько слишком. Кастрюлю? На крышку сырья не хватит, да и ручки надо приделать. И изготовила она тонкий кувшин на восточный лад. Преподаватель строго позвал всех к ее столу, у Валентины душа в пятки ушла. Подумала, что-то сделала не так. А преподаватель только и изрек: «какой мощный талант у этой девушки! Вы посмотрите!» Радости его не было предела. Поддержка поднимает настроение, окрыляет. В этот же день, около села Протопопиха, в юго-западном районе города Чебоксары Валентина изыскала глину, размягчила, и на следующем практическом занятии вылепила белочку, покрасила. Если бы существовал аппарат, измеряющий уровень восторга, то он явно у всех он зашкаливал бы. Ее белка красовалась на выставке среди лучших произведений в педучилище. В садике тоже на выставку приготовила дымковскую «Барыню». Методист моментально вызвала плотника, попросила красивую полку приготовить для сударушки. Родители наравне со своими отпрысками восхищались новым произведением искренне. И пошло-поехало. Методист Федосеева Надежда Викторовна часто беседовала с воспитательницей Валентиной Ивановной, и не только на педагогические темы. Вдохновляла и словом и делом. Как-то Валентина поделилась с ней с самым сокровенным: хочет изобразить персонажей из произведения Константина Иванова «Нарспи». Чуваши народ трудолюбивый, умеют и веселиться, недаром Чувашию называют краем ста тысяч песен, вышивок, и работать в поте лица не жалея себя...

Так в произведениях Валентины появились сюжетные темы, фигуры с национальным колоритом. Что-то еще близкое, одухотворенное запечатывалось в глиняных фигурках. И методист, увидев новые работы, не удержалась: «Вот это твое, совсем теперь другое дело!» А Валентина засомневалась: вдруг они не понравятся людям, раскритикуют, кому интересен крестьянский, обычный деревенский быт со своим будничным неторопливым темпом?». Методист, задумчиво посмотрев на нее и фигурки, изрекла кратко: «Придет время - и валом повалят посмотреть на творения рук твоих». И подождав, добавила: «И души».

В детском саду, появилась со временем изостудия «Волшебный карандаш». Целыми коллективами, группами из ближайших школ, садов, с курсов усовершенствования учителей, потянулись люди на экскурсию. Стали приглашать мастерицу в специализированные учреждения для проведения мастер- класса, с выставками, потом и работать. Оказывается, лепка благотворно влияет на всестороннее развитие детей, особенно на мелкую моторику, эмоции, психику подрастающего поколения. Накануне Дня республики в 1997 году методист Надежда Викторовна, уговорила скромную воспитательницу посетить свою однокурсницу Козыреву Людмилу Львовну в национальном музее города Чебоксары. Сложила в коробку свои изделия и начала показывать свои некоторые сохранившиеся работы работникам музея. Приняли музейщики гостью хорошо, охали и ахали, сами были готовы купить все ее произведения в фонд музея. Валентина им твердо сказала, что именно с этими фигурками расставаться не хочет, так как вложила в них всю свою душу, сблизилась за это время с каждым из них. Ведь она на них не только время тратит, душу, силу всю свою вкладывает. Среди ее первых работ были: прядильщица, вышивальщица, музыканты, скотный двор и т.д. Она их лепила, когда семья укладывалась спать, когда никто не мешал. И вспоминая односельчан, родных, переводила их копии на фигурки. Можно сказать, вся родня, односельчане запечатлены в этих образах. Неспроста узнают сейчас односельчане в них своих знакомых, которых и в живых уже нет. Со многими из них связаны приятные воспоминания, личные переживания. Вот молодая женщина с ребенком застыла, навстречу к ним бодрым шагом идет солдат в гимнастерке. «Встреча» - так называется композиция. Но женщина опечалена чем-то, необъяснимое оцепенение охватила все ее тело.

-Тогда у нас сильно заболела мать, и я, пока она вздремнула, решила чуть поработать. Уединилась на кухне, провозилась часа три, оборачиваюсь, там мама стоит. Оказывается, так и простояла она там все это время. Говорит: девушка очень красивая, но грустная. Как ни старалась потом, веселой она не получилась. Ведь у многих с войны вернулся сын, а муж остался в сырой земле, или наоборот. То ли радоваться, то ли плакать...

В идиллической композиции «Ласковый кот» изображен отец. С приятным, спокойным лицом. Ощущение приятной истомы перебирает тебя до озноба, охватывает тело и сознание, и ты видишь и начинаешь чувствовать, что кот скоро замурлычет от близости родного человека. Такая вот гармония.

Иван Николаевич слыл в деревне мастеровым человеком. Кочегарил на кирпичном заводе в своей же деревне, потом позвали его на пилораму рамщиком. До 72 лет ходил на работу - столько было ему отпущено Всевышним. Считал фестметры и кубометры очень умело. Правда, руководство колхоза зачастую забывало о своих обещаниях заплатить за работу в полной мере, но он, при первой же просьбе откликался, не заставлял себя долго ждать. Единственным специалистом был Иван Николаевич, который умел класть своды для печей. Кроме того вырезал на заказ наличники для окон и печки умело клал, и корзины из лозы, лапти из лыка плел. В молодости довелось ему учиться три года до службы в армии в сельхозартели в селе Чебаково. Там получил образование по многим направлениям. Научили играть и на музыкальных инструментах и занятию рукоделием. В зимние вечера вил веревки. Лыко заготавливал сам. Словом, не было работы, которую он не умел бы делать. В артели научился играть на домбре, гуслях, балалайке, мандолине, на гармони. И все как бы играючи. Сами еще инструменты некоторые мастерили. Яблоко от яблони, говорят, недалеко падает. Его отец, Николай Васильевич, слыл знатным кузнецом на всю округу. Жаль, ушел рано из жизни в 24 года. Схватил воспаление легких. Рассказывали пожилые, как он, от зари до зари стоя неотлучно у горна, особенно в страду, и спасаясь от жары, выливал на себя пару ведер колодезной воды и был таков, опять за свой молот брался. Крепкий был, недаром женился в 15 лет, будучи сиротой. Мог без помощников выковать многие изделия. Но коварная болезнь, к сожалению, свалила его с ног.

С особо высокими температурами имеет дело и наша героиня. Есть у нее жаровня - электрическая муфельная печка, куда она кладет обжигать свои фигурки. Приходится переступать через себя, когда фигурки не помещаются в печку, и она скрепя сердце берется за струну и распиливает сырые изделия, чтобы разместить в печи. После обжига скрепляет детали с клеем ПВА. Правда, зрители об этих нюансах и не догадываются. Посетители сразу попадают в страну маленьких человечков и животных, где своя не менее интересная жизнь.

Не спроста наверное за простыми, незатейливыми сюжетами композиций проявляется сильная связь с оторванным уже от нас целым волшебным миром: с детством - взрослый человек туда уже не вернется, однако Валентине Ивановне своим мастерством удается приблизить нас к воспоминаниям о беззаботном том времени. Можно сказать, тема малой родины, семьи, крестьянского уклада жизни в ее сюжетах занимают центральное место. Ее персонажи никого не оставляют равнодушным. Мастер народных художественных промыслов успешно претворяет в жизни свою авторскую образовательную программу в сфере дополнительного образования детей. В течении шести лет участвовала в Всероссийском конкурсе мастеров ДПИ, «Русь мастеровая» и каждый раз занимала призовые места в данной области. Ее произведения украшают книги о мастерах ДПИ Чувашии Г.Н. Иванова - Оркова «Узоры земли Чувашской», «Узоры, цвет, символика». Главное, она обогащает духовный мир и расширяет восприятие окружающего мира не только детей, но и взрослых. Валентина Ивановна очень сильный и настойчивый человек. Она не испугалась трудностей и в 41 лет в 2001 году, поступила в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на художественно-графический факультет в Чебоксарах. Получив необходимые знания для творчества начала создавать восхитительные скульптурные композиции. Среди них: «Любимый внук», «Милая бабушка», «Счастливая старость», и т.д.

...На той первой выставке 1997 году на открытии выставки в честь Дня Республики, были многие высокопоставленные гости. Горожане и туристы восторгались от души ее мастерством. Пришлось из-за постоянных выставок и переездов оставить работу в садике. Пригласили в 2003 году в салон-магазин сувениров «Народные промыслы» по линии Торгово-промышленной палаты. До сих пор просят дать мастер-классы по керамике. Успела поработать и в Доме детского творчества Московского района столицы - она педагог высшей категории, имеет многочисленные награды за многолетний труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Ее воспитанники - молодые дарования творческого объединения «Живая глина» не раз становились призерами и победителями республиканских и всероссийских конкурсов. Словом, везде нарасхват. И щедро делится своим видением мира. Не хватало знаний, училась самостоятельно, самосовершенствовалась. И творит она не за награды. Честно говоря, разных дипломов и грамот, благодарственных писем за эти годы с разных конкурсов и фестивалей, выставок перевалило за полтысячи - не сосчитать. Она не может усидеть, если человек не прикоснется частичкой своей души к прекрасному миру. Такой ее вырастили, воспитали. Отец - золотые руки и мать рукодельница-певунья свой природный дар передали и детям. Все они преуспели в чем-то. Зоя, старшая сестра Валентины, всю жизнь проработала в животноводстве на госплеменном конезаводе. Галина живет в деревне Анаткасы, Моргаушского района, работает с двумя ансамблями. Является художественным руководителем фольклорного ансамбля «Салкус» при Доме культуры деревни Анаткасы Моргаушского района и творческий хоровой коллектив в селе Сюлаво -Тораево. Младший брат Иван прошел Афганистан. Контужен, имеет ранения. Его гармонь и сейчас поднимет настроение у родных и друзей. С Альбиной, самой младшей сестрой, они работают в Москве, она повар, и никогда не забывают о своих чувашских корнях.

«У меня дочь Юлия играет на баяне, красиво поет чувашские песни, в бабушку пошла. Сын Сергей играет немного на гитаре. Наша мать Антонина Афанасьевна - родом из деревни Сюлаво - Тораево, слыла отличной певуньей, обладала с широким диапазоном голоса. «И душа у нее красива»,- часто повторял отец»,- вспоминает Валентина Ивановна. Помнит Валентина и эпизод, о котором любила вспоминать мама. Рассказывала, что в детстве, когда ей было где-то 3-4 года, иногда сидела она задумчивая, о чем-то думала. Когда соседские женщины - уже бабушки, приходили на посиделки, кто-то там прядет, кто-то вяжет варежки, носки, Валентина подходила к каждому из них и спрашивала, о чем та думает? Когда человек отвечал, о чем он думает, поощряла. Например, расспрашивала о здоровье детей, о скотине, об урожае. Но когда те иногда отвечали, что ни о чем не думают, то она в прямом смысле, по-взрослому начинала их ругать:

-Как это возможно!

-Человек должен всегда, все время думать!

-Это невероятно! Надо, думать, думать!

Взрослые смеялись над детским возмущенным лепетом.

А ведь ей было так мало лет! Конечно, воспоминания о своих близких всегда греют душу. Знали бы они, что с душой чувашской семьи, вылепленной в глине их дочерью Валентиной, знакомятся теперь и в Японии, и во Франции, в других десятках странах мира. Душа каждого человека таинственна, загадочна, а душа любого народа - неописуемо колоритна и узнаваема. Над разгадкой этого богатства работает до сих пор Валентина Ивановна, и каждый посетитель в ее творениях находит выразительную, особо близкую частицу своей родственной живой души.

 

Виктор Иванов, член Союза журналистов России.